УДК 504.06:93
Жиганков Д.В.
главный эколог
ООО «Костромской завод котельного оборудования»
(г. Кострома, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ВОПРОСАХ ВЫВОЗА ЖИДКИХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
Аннотация: в статье автор анализирует некоторые правовые коллизии, возникающие при вывозе жидких бытовых отходов, в контексте действующих лицензионных требований, установленных в данному виду деятельности. Для этого исследуется несколько ключевых документов, регламентирующих данный вопрос. В заключении работы автор формулирует рекомендации по совершенствованию практической деятельности по данному направлению.
Ключевые слова: обращение с отходами, жидкие бытовые отходы, правовое регулирование, лицензирование, транспортировка отходов, экологическая безопасность.
Целью утилизации жидких бытовых отходов является предотвращение их дальнейшего попадания в окружающую среду и минимизации потенциального воздействия на здоровье людей и экологическую безопасность в целом.
Соответственно, в зависимости от конкретного типа жидких бытовых отходов применяются различные методы и технологии утилизации. Важно отметить, что утилизация должна проводиться в соответствии с актуальными законодательными требованиями и нормативами, чтобы обеспечить безопасность не только окружающей среды, но и здоровья человека соответственно.
В свою очередь, вывоз жидких бытовых отходов обычно осуществляется специализированными службами по санитарной очистке и утилизации отходов.
Внутренний состав жидких бытовых отходов может быть различным, что оказывает влияние на то, каким именно образом должен проводиться их вывоз.
Иными словами, практические вопросы вывоза жидких бытовых отходов в связи с наличием ряда коллизий и пробелов в законодательстве нередко выступают достаточно проблемными.
Например, рассмотрим следующую практическую ситуацию.
Предприниматель вывозит жидкие бытовые отходы из выгребных ям на очистные сооружения. Существуют соответствующие разъяснения Минприроды России на разделение жидких бытовых отходов на сточные воды (так, если их очищают и удаляют в водные объекты, то формально они не считаются отходами по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее – ФККО) и, соответственно, подлежат регулированию нормами Водного кодекса РФ) и на жидкие отходы из 7 раздела ФККО (если их обезвреживают другим способом). В данном случае возникает резонный вопрос, требуется ли получение лицензии на транспортирование этих отходов, если в конечном счете они идут на очистные сооружения и после очистки сбрасываются в водный объект.
В данной ситуации представляется объективным, что лицензирование подобной деятельности все-таки требуется, так как фактически предприниматель вывозит жидкие бытовые отходы из выгребных ям на очистные сооружения, а не занимается транспортированием сточных вод. На это, в частности, указывает ряд правовых норм, определенных в профильном законодательстве.
Так, согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» [5], отходы (осадки) из выгребных ям (код 7 32 100 01 30 4) и отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01 30 4) относятся к отходам жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочим аналогичным отходам, не относящимся к твердым коммунальным отходам (код 7 32 000 00 00 0), – к «бытовым жидким отходам». Указанные жидкие бытовые отходы относятся к IV классу опасности. Это следует из кода видов отходов, 11-й знак в котором обозначает класс опасности. В свою очередь, подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [2] определено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I – IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) подлежит лицензированию. В соответствии с вышеизложенным, а также с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 [3] и Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 [4], следует, что вывозить отходы имеют право организации (в том числе – иностранные юридические лица), индивидуальные предприниматели, у которых есть лицензия на данный вид деятельности (если такие отходы не считаются сточными водами по действующему водному законодательству). В свою очередь, статьей 1 Водного кодекса РФ [1] определено, что сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади. Следовательно, в рассматриваемой ситуации предпринимателю необходимо получить лицензию на транспортирование отходов IV класса опасности (а именно – жидких бытовых отходов).
Таким образом, подведем итог сказанному выше. В контексте обеспечения реализации права человека и гражданина на экологическую безопасность лицензирование деятельности предприятий, выполняющих функции по вывозу и утилизации отходов, представляется одной из важных гарантий. Вместе с тем, необходимо говорить о том, что такое лицензирование не является абсолютным, о чем свидетельствует приведенный в работе пример.
Если говорить именно о вопросах вывоза жидких бытовых отходов, то здесь необходимо акцентировать внимание на предусмотренное законодательством разделение жидких бытовых отходов на несколько категорий, в т.ч. относящиеся к различным классам опасности. Отдельно необходимо рассматривать статус сточных вод, поскольку указанные объекты имеют различные характеристики и регулируются нормами разных профильных документов, что, в конечном итоге, оказывает влияние и на лицензирование деятельности по их вывозу.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости более детально и системно организовывать деятельность предприятий по вывозу жидких бытовых отходов, отталкиваясь от конкретной разновидности вывозимых объектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 13.06.2003). Российская газета. 2006. № 121.
2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023). Российская газета. 2011. № 13.
3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 (ред. от 13.04.2022) «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023).
Российская газета. 2020. № 18.
4. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 № 22313). Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 50. 12.12.2011.
5. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 16.05.2022) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Документ в первоначальном виде опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Zhigankov D.V.
Chief ecologist
Kostroma Boiler Equipment Plant LLC
(Kostroma, Russia)
FEATURES OF LICENSING THE COMPANY'S ACTIVITIES
IN THE ISSUE OF DISPOSALS OF LIQUID HOUSEHOLD WASTE
Abstract: in the article, the author analyzes some legal conflicts that arise during the export
of liquid household waste in the context of the current licensing requirements established in this type
of activity. To do this, several key documents regulating this issue are being investigated. In
conclusion, the author formulates recommendations for improving practical activities in this area.
Keywords: waste management, liquid household waste, legal regulation, licensing, waste
transportation, environmental safety.